English version below
Как создавался новый альбом? Он полностью написан после начала вторжения?
Альбом мы решили делать через пару месяцев после полномасштабного вторжения, когда хаос немного осел и стало понятно, что война на долго и вариант «подождать» — не вариант. Почти все песни написаны в это время, кроме «Не сдадимся» и «Зброя» (первая осталась не записанной с предыдущего альбома, вторая была на альбоме «Криза»).
Основной процесс записи выпал на осень-зиму. Это был период, когда Россия активно бомбила ракетами энергетическую инфраструктуру по всей Украине. Кроме постоянных аварийных ситуаций из-за непосредственно прилетов ракет, электричество отключали для снятия нагрузки с электросетей. Территория, где располагается наша студия и репетиционка, в течение записи альбома несколько раз подвергалась ракетным обстрелам. Это было время выбитых окон, темноты, холода, дыма и шума от бензогенераторов. Само собой, мы на «творческую обстановку» и на старте не рассчитывали, но из-за этих событий планы и сроки приходилось корректировать по ситуации, и в итоге альбом вышел на несколько месяцев позже и только в кассетном и цифровом форматах.
В новом альбоме есть текста и на украинском, и на русском, и на английском. Группа всегда было многоязычной. Вкладываете в это отдельный смысл?
Мы сочиняем тексты песен на тех языках, которыми владеем и которыми можем передавать наши мысли в той или иной степени. Язык к песне подбирается в соответствии с контекстом, содержанием или формой подачи. Для нас этот процесс преимущественно естественен и происходит сам по себе. Но если поискать отдельный смысл именно в использовании нескольких языков, то можно обозначить это, как непринятие шовинизма и интернационалистские взгляды.
Как антифашистская / панк сцена отреагировала на войну и как принимает участие в борьбе? Проводятся концерты сбора денег? Много панк-рокеров отправилось на фронт и есть ли погибшие?
Реакция была достаточно быстрой, некоторые организации, существующие до сих пор, организовались уже к вечеру 24го февраля. Все-таки предыдущие годы истории Украины, Майдан, война на Донбассе сформировали у людей кое-какой опыт существования в экстремальных условиях, да и разговоры про полномасштабную войну шли за долго до ее начала.
Не уверен, что корректно говорить сейчас про антифашистскую панк сцену в Украине как про субъект. В Украине война пришла в каждый дом и касается каждого в той или иной степени, выбора участвовать в войне или не участвовать особо не было. Поэтому люди, в том числе те, кто относил/относит себя к антифашистской и панк сцене, участвуют, каждый по-своему. Есть несколько более «специализированных» инициатив: Kayfariki Group, Комитет Сопротивления, Черный стяг, Help War Victims UA, Коллективы солидарности, Экологическая платформа, Kharkiv Hardcore, есть организации помощи гражданским, переселенцам, зоозащитные инициативы, веган питание и другие.
Погибшие, к сожалению, есть. И если смотреть в процентном соотношении, к тому, что мы называем сценой, то их много.
Также есть и отрицательная реакция на войну. Не фильтрованное впитывание государственной пропаганды, карго-культ западного либерализма, ультраправые нарративы, шовинизм, элитаризм, языковые спекуляции, всевозможные срачи и дележки… Но сложно представить какую-то войну, где этого нет.
Что касается концертов, то, в принципе, не припоминается какое-либо мероприятие в Украине за последнее 1,5 года, где бы не собирались деньги на что-либо.
Cios были популярны среди любителей oi/street punk музыки в России. Поддерживаете вы с связь с кем-либо? Чтобы вы могли сказать своим слушателям там?
На данный момент ни с кем.
Отсюда это выглядит так, что все, что можно было называть панк сценой (да и не только панк) в России поделилось на 2 лагеря: «Либеральный» (по иронии, самый радикальный) и условно «Язык-в-жопе-панк», для нас не приемлемо с идеологических и эстетических соображений, как-либо сотрудничать с этим.
Знаем, что есть и «вне блоковые» исключения. Как плохие — откровенные прокремлевские фрики, Z-ники, нацболы, да и полноценные нацисты, группы типа Пурген, Хватка бульдога, то, что осталось от Klowns и прочее. Так и хорошие исключения – некоторые группы из тех, которые представлены на ваших сборниках (*Punks Against War) и др. Честно говоря, не особо есть время мониторить этот вопрос для какого-либо приоритета.
А если говорить не про музыку, а про дух, то нам более интересны группы типа БОАК (**Боевая организация анархо-коммунистов)
Слушателям, да и всем адекватным и активным людям можно сказать, что их ждут радикальные перемены, нужно к ним быть готовыми и действовать уже сейчас. Им выпала уникальная, очень дорогостоящая возможность изучить опыт перемен в Украине и попытки в Беларуси, Казахстане. Украинцам, например, многое приходилось решать ситуативно.
Очевидно, что людоедский режим России и маньяки из ее руководства, готовы на все… человечество не знает такого преступления, на которое они не пойдут, если встанет угроза их власти и капиталу. Начало концу и точка не возврата, уже позади, это вопрос только времени, умноженного на человеческие жизни.
Важна ли поддержка из андеграунд сообществ других стран? Особенно внутри панк и антифашистской сцены ? Акции, концерты, финансовые сборы, информационная работа? Видите эту поддержку именно со стороны панк рок сцены?
Очень важна! Она сильно ощущается, за счет разности в размерах внутренней и мировой сцены.
Много инициатив из заграницы поставили на поток свою помощь и активно занимались содействием все это время. В мире очень много тематических движух, поэтому для небольшой украинской сцены это очень большая помощь. Многие украинские инициативы только за счет этой поддержки и существуют. Немалую часть этой помощи, можно смело конвертировать в спасенные жизни.
Плохая новость заключается в том, что мировой хайп вокруг Украины прошел, и сейчас виден значительный спад в этой помощи. И это тоже очень сильно ощущается.
Изменились ли ваши убеждения? Или наоборот окрепли?
Возможно, взгляды на некоторые динамические моменты и пришлось пересмотреть, все-таки мир активно меняется. Но наши убеждения основываются на вечных вещах, на базовых принципах равенства, правды и справедливости, поэтому, они не изменились. Мы против фашизма, диктатуры, капитализма и, как следствие, империализма. Пока существуют эти вещи, будут войны, так что, в принципе, в этом плане не произошло ничего, из-за чего нам нужно было бы пересматривать свои убеждения. Да и вообще в этой войне человек с любыми политическими взглядами может найти для себе все самое ненавистное и мерзкое и только укрепиться во взглядах.
Что можешь пожелать на прощание людям близким по духу, из андеграунд культуры и желающим жить свободно
Не терять голову, держать под контролем эмоции, придерживаться своих взглядов и убеждений. Помнить, что у общества взгляды не правильные. Стараться смотреть минимум на шаг вперед и готовиться к развитию событий, желательно в нескольких вариантах, это важно в постоянно меняющейся обстановке. Во времена тотального постмодернового хаоса, разрухи и падения идеалов, путь к свободе – это долгая рутинная работа.
How was the new album created? Was it entirely written after the start of the invasion?
We decided to work on the album a couple of months after the full-scale invasion when the chaos had settled a bit, and it became clear that the war would be prolonged, and the option of ‘waiting’ was not viable. Almost all the songs were written during that time, except for ‘We Won’t Give Up! ‘ and ‘When You Have A Gun ‘ (the first remained unrecorded from the previous album, the second was on the ‘Crisis’ album).
The primary recording process took place during the fall and winter. It was a period when Russia actively bombed the energy infrastructure all over Ukraine with missiles. Besides the constant emergency situations due to missile strikes, electricity was cut off to relieve the load on power grids. The area where our studio and rehearsal space are located was subjected to rocket attacks several times during the album’s recording. It was a time of shattered windows, darkness, cold, smoke, and the noise from gasoline generators. Naturally, we didn’t initially plan for this ‘creative environment,’ but due to these events, we had to adjust our plans and deadlines as the situation unfolded. As a result, the album was released several months later and only in cassette and digital formats.
In the new album, there are lyrics in Ukrainian, Russian, and English. The band has always been multilingual. Do you attach a specific meaning to this?
We compose song lyrics in the languages we are proficient in and can effectively convey our thoughts to some degree. The choice of language for a song is made based on the context, content, or presentation style. For us, this process is predominantly natural and unfolds on its own. However, if you were to look for a specific meaning in using multiple languages, you could describe it as a rejection of chauvinism and an expression of internationalist views.
How did the antifascist/punk scene react to the war? How is it participating in the struggle? Are there aid projects, volunteer initiatives? Are there benefit concerts being held? Have many punk rockers joined the front lines? Have there been casualties?
The response was quite swift, with some organizations, which still exist to this day, organizing themselves by the evening of February 24th. Previous years of Ukraine’s history, including the Maidan and the war in Donbas, had given people some experience of living in extreme conditions. Moreover, discussions about a full-scale war had been ongoing for a while before its actual commencement.
I’m not sure it’s accurate to refer to the antifascist punk scene in Ukraine as a distinct entity now. The war has reached every household in Ukraine and affects everyone to some extent. There wasn’t much of a choice to participate in the war or not. Therefore, people, including those who consider themselves part of the antifascist and punk scenes, are participating in their own ways. There are a few more ‘specialized’ initiatives like Kayfariki Group, Resistance Committee, Black Flag, Help War Victims UA, Solidarity Collectives, Екологічна платформа, Kharkiv Hardcore, and organizations assisting civilians, internally displaced persons, animal welfare initiatives, vegan food, and others.
Unfortunately, there have been died people, and if we look at it in terms of the percentage of what we call the «scene», there have been quite a few.
There is also a negative reaction to the war. Unfiltered absorption of state propaganda, cargo-cult Western liberalism, far-right narratives, chauvinism, elitism, linguistic speculations, various conflicts, and divisions… But it’s challenging to imagine any war where these elements are absent.
Regarding concerts, it’s hard to recall any event in Ukraine in the last 1.5 years where funds were not raised for something.
Cios were popular among fans of oi/street punk music in Russia. Do you have any connections with anyone there? What would you like to say to your listeners there?
At the moment, we’re not in contact with anyone.
From our perspective, it seems that everything that could be called a punk scene (and not just punk) in Russia has split into two camps: the ‘liberal’ (ironically, the most radical) and the ‘stick-it-up-your-ass punk,’ which we find unacceptable for ideological and aesthetic reasons to collaborate with in any way.
We are aware that there are exceptions that fall outside these categories. The bad ones include overtly pro-Kremlin freaks, Z-niks, national bolsheviks, and full-fledged Nazis, as well as groups like Purgen, Хватка Бульдога, remnants of Klowns, and others. And there are good exceptions, some bands that are featured on your compilations (*Punks Against War) and elsewhere. Honestly, there isn’t much time to monitor this issue for any particular priority.
If we’re talking not just about music but about the spirit, we are more interested in groups like BOAK (** Revolutionary Organization of Anarchist Communists).
To the listeners, and to all reasonable and proactive individuals, we can say that radical changes await them, and they need to be prepared and take action now. They have a unique and highly valuable opportunity to study the experiences of change in Ukraine and attempts in Belarus and Kazakhstan. For example, Ukrainians had to address many issues on a situational basis.
It is evident that Russia’s cannibalistic regime and the maniacs at its helm are ready for anything… there is no crime that they won’t commit if their power and capital are at stake. The beginning of the end and the point of no return are already behind us; it’s only a matter of time, multiplied by human lives.
Is support from underground communities in other countries important, especially within the punk and antifascist scenes? Actions, concerts, fundraising, informational work? Do you see this support coming from the punk rock scene in particular?
It is very important! It is strongly felt, given the difference in scale between the domestic and global scenes.
Many initiatives from abroad have actively provided assistance and support throughout this time. There are many thematic movements worldwide, so for the small Ukrainian scene, this support is significant. Many Ukrainian initiatives exist solely thanks to this support. A considerable portion of this help can be confidently converted into saved lives.
The bad news is that the global hype surrounding Ukraine has waned, and there is now a noticeable decline in this assistance. This is also strongly felt.
Have your beliefs changed, or on the contrary, have they grown stronger?
Perhaps we had to reconsider our views on some dynamic aspects, given that the world is constantly changing. However, our convictions are rooted in timeless principles of equality, truth, and justice, so they haven’t changed. We are against fascism, dictatorship, capitalism, and, consequently, imperialism. As long as these things exist, there will be wars, so in principle, there hasn’t been anything to make us rethink our beliefs. Moreover, in this war, people with any political views can find everything they despise and loathe and only strengthen their convictions
What can you wish to people who are spiritually close, from the underground culture, and who aspire to live freely?
Don’t lose your head, keep your emotions in check, stick to your views and convictions. Remember that society’s views are not necessarily right. Try to look at least one step ahead and be prepared for the unfolding of events, preferably in multiple scenarios. This is crucial in an ever-changing environment. In times of total postmodern chaos, destruction, and the decline of ideals, the path to freedom is a long and routine journey