Interview with antifascist Kita after prison / Интервью с антифашисткой Китой после тюрьмы

English version below

Кристина «Кита» Черенкова — антифашистка из Беларуси, заключенная в тюрьму за антивоенные посты весной 2022 г. Страницу антифашистки в Инстаграм признали «экстремистскими материалами», на нее было подписано более 15 тысяч человек из разных стран. Полиция удалила аккаунт Киты, получив доступ к ее телефону, после ареста.

Кристина была участником антифашисткой панк и skinhead сцены и пела в post punk группе VIKT(A)R xOi

На момент ареста она проживала на границе с Украиной, в городе Мозырь, который российская армия использовала как одну из отправных точек для вторжения в Украину.

Российская армия прибыла в Беларусь в начале февраля 2022 г. — якобы для совместных российско-белорусских военных учений. После их окончания учений россияне не вернулись в места дислокации, а двинулись в Украину — с войной. Со стороны Беларуси также запускались ракеты по Украине.

Мо́зырь — город в Гомельской области Беларуси, на границе с Украиной. В нем размещались российские военные, а после вторжения в Украину в Мозырь стали возвращаться раненые и убитые россияне. Их принимали местные больницы и морги, которые охраняла милиция и КГБ. Мозырь также был тем местом, откуда российские мародеры отправляли награбленные в Украине вещи в РФ. Там заснято знаменитое видео из офиса службы доставки СДЭК. Также в городе поступало сообщение об изнасиловании студентки со стороны русских военных.

Российское вторжение и использование Беларуси в военных целях вызвали протест. Это стало очередным поводом для репрессий против антифашистов, анархистов и недовольных режимом людей по всей стране. Ранее в 2020 г. были жестоко подавлены массовые народные выступления против диктатуры.

В Мозыре 22 марта 2022 прошли обыски и задержания десятка антифашистов, участников различных музыкальных групп. Киту задержали вместе с мужем рано утром, её били, когда она еще лежала в кровати. Девушку обвинили в том, что она негативно высказывалась о полиции в своем инстаграме и выкладывала антивоенные публикации. Ее действия расценили как разжигание иной социальной розни.

16 ноября 2022 ее приговорили к 2,5 годам лишения свободы. В разных странах проводились акции солидарности с Китой и другими политзаключенными антифашистами. Фото с инстаграме постили под тегом #freekita

В апреле 2024 г. Кристина вышла на свободу и через два дня уехала из Беларуси в целях безопасности.

В заключении до сих пор находится другая осужденная антифашистка из г. Мозырь Анна Пышник. По версии обвинения, она “сняла видео с перемещением вертолетов для ангажированного деструктивного ресурса” – ст. 361-4 УК (Содействие экстремистскому формированию). Она была осуждена на 3 года тюрьмы.

В интервью для “Черной Площади» мы попросили Киту рассказать о ее антивоенной позиции и ситуации в Беларуси, нахождению в заключении и планах на будущее.

Вернемся в начало российского вторжения в Украину в 2022. Как это тебе запомнилось? Что происходило в Беларуси? Ты жила в городе рядом с границей с Украиной? Российские военные были в твоём городе? Белорусское общество было настроено против? Что происходило и как отреагировала ты? Как белорусские антифашисты восприняли начало войны?

Начало российского вторжения я запомнила очень хорошо. Уже за месяц до этих событий наш город наводнили толпы российских военных, а также спецтехники. Недалеко от города был развернут целый полигон, всё это объяснялось якобы масштабными учениями.

Но 24 февраля 2022 года мы с мужем проснулись от шума самолетов. Нам сразу же стали звонить друзья и кричать в трубку, что Россия бомбит Киев. Мы открыли новости и ужаснулись…это казалось просто невероятным, хотя, конечно, и были предпосылки, особенно в последние недели перед этим.

С тех пор ежедневными спутниками жителей моего города стали рев истребителей и вспышки на небе, а также нескончаемые эшелоны российской бронетехники.

Все мое окружение было настроено против, однако, среди жителей города, к сожалению, были и такие, кто с радостью встречал российских военных, которые в то время были повсюду — в магазинах, в барах, на улицах города.

Естественно, белорусские антифашисты весьма негативно отнеслись к российскому вторжению. И особенно к тому, что наша страна стала так называемым плацдармом.

Протест против войны стал новым поводом для массовых репрессий в Беларуси, были новости про задержания многих людей в т.ч. и панков, и антифашистов. Как это коснулось тебя и близких?

Меня это коснулось самым непосредственным образом, так как через 27 дней после начала войны я была арестована. Также вместе со мной было задержано еще 10 человек. Большинство получили административки, но мне и моей подруге были предъявлены обвинения по уголовным делам.

Дело моей подруги на прямую связано с военным конфликтом, так как она была осуждена на 3 года колонии за пересылку 2 видео с российской техникой в «экстремистский» телеграмм-канал. Только вот во время пересылки он еще не был признан таковым…но это никого не смутило. Мои публикации, осуждающие военную агрессию, также повлияли на мой приговор, однако, в рамках закона эксперты так ничего и не смогли мне по ним предъявить. Поэтому они прицепились к другим моментам, к слову тоже очень «притянутым за уши» 🙂

До тебя доходили новости о международной поддержке? Приходили письма?

Доходили, но достаточно редко, увы…в СИЗО с цензурой было проще, и родные постоянно писали мне о том, какое огромное количество людей меня поддерживает по всему миру. Это мне очень придавало сил!

Но вот письма не от родных мне практически не приходили. Пару писем в первые месяцы прорвались в СИЗО, и ни одного письма в колонии…В колонии и от родных-то далеко не все доходило 🙁

Почему беларусы и белорусские антифашисты в т.ч. поддерживают Украину? Часть из них с оружием в руках. Это война в т.ч. и за свободу Беларуси от диктатуры? Как режим путина влияет на Беларусь и даже вовлек ее в войну? Это также причина почему революция в 2020 была жестоко подавлена?

Потому что все отчетливо понимают, что пока стоит режим Путина, будет стоять и режим Лукашенко. Это продемонстрировал и 2020 год.

Одна надежда на избавление Беларуси от диктатуры — это победа Украины. Есть и другие варианты, но я их не буду озвучивать 🙂

Расскажи про события 2020 г. в Беларуси. В протестах принимали активное участие анархисты? После массовых репрессий много беларусов вынуждено было покинуть страну. Ты осталась. Почему?

В протестах 2020 года принимало участие огромное количество беларусов из самых разных слоев населения. Да, впоследствии очень многие из них вынуждены были покинуть страну или сесть в тюрьму.

Я до последнего отказывалась уезжать, т.к. чувствовала, что мое место там, даже не смотря на то, что к моей персоне было достаточно пристальное внимание — меня же и раньше задерживали.

По итогу мы с мужем решили повременить и не уезжать… и меня посадили на 2.5 года 🙂 Жалею ли я? Если честно, нет… это был жуткий, но очень интересный и познавательный опыт. Как говорится: «Хочешь лучше узнать страну, посиди в ее тюрьме» 🙂 Я узнала… и мне очень не понравилось то, что я там увидела.

Ты уехала из Беларуси? Какие планы и впечатления? Что ты пожелаешь на последок читателям и людям близким по духу? Важна международная солидарность и противостояние России и ее диктаторскому альянсу?

Я покинула Беларусь через 2 дня после освобождения, и теперь я могу дышать относительно свободно и спокойно.

Планы на будущее — строить свою новую жизнь. Я ведь по сути все начинаю с нуля. Это дико сложно и стрессово, но я думаю, я справлюсь благодаря поддержке родных, близких и товарищей по всему миру, потому что солидарность не имеет границ ✊🏼

Напоследок хочу сказать спасибо всем тем, кто прошел со мной весь этот нелегкий путь! Когда мы вместе, нам не страшна никакая диктатура!


Kristina ‘Kita’ Cherenkova is an anti-fascist from Belarus who was imprisoned for her anti-war posts in spring 2022 .The anti-fascist’s Instagram page was recognised as ‘extremist materials’ and had more than 15,000 people from different countries subscribed to it. Police deleted Kita’s account after gaining access to her phone following her arrest.

Christina was a member of the anti-fascist punk and skinhead scene and sang in the post punk band VIKT(A)R xOi

At the time of her arrest, she was living on the border with Ukraine, in the town of Mozyr, which the Russian army used as one of the starting points for the invasion of Ukraine.

The Russian army arrived in Belarus in early February 2022 — allegedly for joint Russian-Belarusian military exercises. After the end of the exercises, the Russians did not return to their places of deployment, but moved to Ukraine — with war. Belarus also launched missiles at Ukraine.

Mozyr is a town in Gomel region of Belarus, on the border with Ukraine.
Russian military troops were stationed there, and after the invasion of Ukraine, wounded and killed Russians began to return to Mozyr. They were received by local hospitals and morgues, which were guarded by the police and the KGB. Mozyr was also the place from which Russian marauders sent looted items looted in Ukraine to the Russian Federation. The famous video from the office of the delivery service SDEK was filmed there.
There was also a report of a female student being raped by Russian soldiers in the city.

The Russian invasion and use of Belarus for military purposes caused protests. It became another reason for repressions against anti-fascists, anarchists and people dissatisfied with the regime all over the country.

Earlier in 2020, mass popular demonstrations against the dictatorship were brutally suppressed.

On 22 March 2022, a dozen anti-fascists, members of various music groups, were searched and detained in Mozyr. Kitu was detained together with her husband early in the morning, she was beaten while she was still lying in bed. The girl was accused of speaking negatively about the police on her Instagram and posting anti-war publications. Her actions were considered as inciting other social discord.

On 16 November 2022, she was sentenced to 2.5 years in prison. Solidarity actions with Kita and other anti-fascist political prisoners were organised in different countries. Instagram photos were posted under the tag #freekita

In April 2024, Krystyna was released and left Belarus two days later for security reasons.

Another convicted anti-fascist from Mozyr, Anna Pyshnik, is still in detention. According to the prosecution, she ‘made a video with the movement of helicopters for the engaged destructive resource’ — Article 361-4 of the Criminal Code (Assistance to extremist formation). She was sentenced to 3 years in prison.

In an interview for Black Square we asked Kita to talk about her anti-war stance and the situation in Belarus, her imprisonment and future plans.

Let’s go back to the beginning of the Russian invasion of Ukraine in 2022. How do you remember it? What was happening in Belarus? Did you live in a town near the border with Ukraine? Russian military were in your town? Was the Belarusian society against it? What was happening and how did you react? How did Belarusian anti-fascists react to the beginning of the war?

I remember the beginning of the Russian invasion very well. Already a month before these events, our city had been flooded with crowds of Russian military personnel and special vehicles. A whole polygon was deployed not far from the city, all this was explained by allegedly large-scale exercises.

But on 24 February 2022, my husband and I woke up to the noise of planes. Our friends immediately started calling us and shouting into the phone that Russia was bombing Kiev. We opened the news and were horrified…it just seemed unbelievable, though of course there was a background, especially in the last weeks before.

Since then, the daily companions of the residents of my city have been the roar of fighter jets and flashes in the sky, as well as endless troop trains of Russian armoured vehicles.

All my neighbourhood was against it, however, unfortunately, there were those among the inhabitants of the city who were happy to meet the Russian military, which at that time were everywhere — in shops, in bars, in the streets of the city.

Naturally, Belarusian anti-fascists had a very negative attitude to the Russian invasion. And especially to the fact that our country became a so-called platfrom for this.

The protest against the war became a new reason for mass repressions in Belarus, there were news about the detention of many people, including punks and anti-fascists. How did it affect you and your relatives?

It affected me most directly, because 27 days after the beginning of the war I was arrested. Also 10 other people were detained together with me. Most of them received administrative charges, but my friend and I were charged with criminal offences.

My friend’s case is directly related to the military conflict, as she was sentenced to 3 years in prison for sending 2 videos of Russian equipment to an ‘extremist’ telegram channel. Except that at the time of forwarding it had not yet been recognised as such…but that didn’t confuse anyone. My publications condemning military aggression also influenced my sentence, but the experts could not charge me with anything within the law. So they clung to other points, which, by the way, were also very suspicious for proving my guilt

Did news of international support reach you? Did you receive letters?

They came, but rarely enough, sadly…in the pre-trial detention centre it was easier with censorship, and my relatives constantly wrote to me about how many people support me all over the world. This gave me a lot of strength!

But I received almost no letters from people who were not my relatives. A couple of letters got through in the first few months in the pre-trial detention centre, and not a single letter in the prison… Even in the prison, not everything from my relatives reached me 🙁

Why do Belarusans and Belarusian anti-fascists, among others, support Ukraine? Some of them with weapons in their hands. Is it a war for the freedom of Belarus from dictatorship?

How does Putin’s regime influence Belarus and even involve it in the war? Is this also the reason why the revolution in 2020 was brutally suppressed?

Because everyone clearly understands that as long as Putin’s regime stands, Lukashenko’s regime will also stand. This was demonstrated in 2020.

One hope to free Belarus from dictatorship is the victory of Ukraine. There are other options, but I will not voice them 🙂

Tell us about the actions of 2020 in Belarus. Did anarchists take an active part in the protests? After the mass repressions, many Belarusians had to leave the country. did you stay? Why?

A huge number of Belarusians from a wide range of backgrounds took part in the 2020 protests. Yes, afterwards very many of them had to leave the country or go to prison.

I refused to leave until the last, because I felt that I belonged there, even though there was quite a lot of attention to my person — I had been detained before.

In the end, my husband and I decided to wait and not to leave… and I was sent to prison for 2.5 years 🙂 Do I regret it? Honestly, no… it was a creepy but very interesting and educational experience. As they say: ‘You want to know a country better, go to its prison’ 🙂 I did… and I really didn’t like what I saw there.

Have you left Belarus? What are your plans and impressions? What do you wish for your readers and people close to you? International solidarity and resistance to Russia and its dictatorial alliance is important?

I left Belarus 2 days after liberation and now I can breathe relatively free and calm.

My plans for the future are to build my new life. I am essentially starting everything from scratch. It is wildly difficult and stressful, but I think I will manage thanks to the support of my relatives, friends and comrades all over the world, because solidarity has no boundaries ✊🏼.

Lastly, I want to say thank you to all those who have been with me through this difficult journey! When we are together, we are not afraid of any dictatorship!

Related Post

Music of antifascist prisoners tortured by the police «Tyumen Case» / Музыка заключенных-антифашистов, которых пытала российская полиция «Тюменское Дело»Music of antifascist prisoners tortured by the police «Tyumen Case» / Музыка заключенных-антифашистов, которых пытала российская полиция «Тюменское Дело»

Мы публикуем сборник музыки в поддержку российских заключенных, которых пытала полиция. Music of antifascist prisoners tortured by the police "Tyumen Case" / Музыка заключенных-антифашистов, которых пытала российская полиция "Тюменское Дело"

Кыргызстан: силовики закрыли соц. центрКыргызстан: силовики закрыли соц. центр

Активисты из Петербурга организовали в Бишкеке социальный центр «Красная крыша» в июне 2022 г, после переезда из-за войны. Вместе с кыргызстанцами они работали над социальными, общественными и урбанистическими инициативами. После

Пурген имперский. Шовинизм Руслана Гвоздева.Пурген имперский. Шовинизм Руслана Гвоздева.

В канун нового года вышло интервью Руслана Гвоздева из группы Purgen (Пурген) в видеоблоге «Леша Желтый». Purgen - российская музыкальная группа, играющая в стиле хардкор-панк 1989 г. В интервью лидер